Методика

Игра – это особый вид деятельности, оказывающий серьезное влияние на развитие человека. Огромное значение игра имеет для ребенка, является его основным видом деятельности, позволяет познавать мир, осваивать новые модели и механизмы поведения, примерять на себя различные социальные роли.

В педагогике и психологии игра эффективно используется как метод обучения, способ моделирования различных ситуаций и подготовки играющего к дальнейшей деятельности. Специалистами на протяжении долгих лет разрабатываются и активно применяются на практике игровые развивающие, обучающие и даже лечебные методики.

Игровые методики занимают центральное место в системе обучения, разработанной методической командой школы иностранных языков «Говорундика». О том насколько эффективны современные игровые методы, рассказывает директор по обучению школы иностранных языков «Говорундика» Волкова Татьяна Михайловна.

Татьяна Михайловна, почему в «Говорундике» Вы отдаете предпочтение именно игровым методам обучения?

Есть ряд причин. Во-первых, потому что играть всегда весело и приятно. У ребенка может изначально не быть интереса к иностранному языку, может не быть достаточной мотивации. Поэтому если Вы спросите у ребенка или подростка, например: «Ты хочешь учить английский язык?», ответы могут быть разные. Но на вопрос «Хочешь ли ты сейчас поиграть в интересную игру?» все однозначно ответят «да». В нашей школе игровой подход выражается во всем. Мы даже приглашаем ребенка не на «тестирование», одно упоминание о котором у многих детей вызывает стресс, а на «общение или игру с преподавателем». Психологами доказано, что у человека, не важно взрослый это или ребенок, есть природная потребность в игре. Это заложено в человеке генетически, мы развиваемся в игре. Во-вторых, в игре человек получает удовольствие от самого процесса игры, а достижение результата, получение в ходе игры новых знаний еще больше усиливает это удовольствие.

Получается, что при использовании игровых методов в обучении, ученик не воспринимает образовательный процесс как сложную работу над собой, а получает знания незаметно для себя?

Совершенно верно. Такой подход позволяет нам привить у ученика любовь к иностранным языкам, добиться высокого уровня мотивации, желания снова и снова приходить на занятия и получать новые знания. Причем игровые занятия не только хороший способ выучить иностранный язык, но и также развить интеллектуальные способности и овладеть умениями необходимыми во взрослой жизни.

Не снижается ли эффективность занятий за счет того, что дети играют, а не учатся в традиционном понимании? Родители ведь играют с детьми и дома, но часто не достигают образовательных результатов?

Эффективность не только не снижается, а наоборот возрастает. Игровое обучение – это простая игра только на первый взгляд. На самом деле это хорошо продуманный и логически выстроенный процесс обучения. Профессиональное игровое обучение отличается от простой игры дома, тем что предполагает постановку определенной образовательной цели и ее последовательное достижение. Все игровые элементы используемые нами на занятиях не случайны, а направлены на решение определенных задач.

Если игровые методики настолько эффективны, почему их используют не во всех школах?

К сожалению, мало современных школ используют весь потенциал игровых методик. Первая и самая главная причина – это высокие затраты при применения игровых методик. На своих занятиях мы используем материалы для творчества, интерактивные игровые и учебные пособия, авторские игровые материалы. На разработку, подбор и закупку данных материалов затрачивается большое количество ресурсов. Не все школы на это готовы. Если для школы на первом месте стоит прибыль, а не результаты учеников, то намного проще и дешевле работать по стандартной программе учебника без каких-либо дополнительных материалов. Вторая важная причина – педагоги. Не все педагоги могут и хотят работать с игровыми методиками. Использование игровой методики предполагает хорошую подготовку к каждому занятию и некоторую импровизацию во время занятия, для этого педагогу нужно обладать высоким уровнем квалификации и богатым опытом работы с детьми, регулярно повышать квалификацию. Не каждая школа проводит настолько тщательный отбор и обучение преподавателей.

Татьяна Михайловна, ни для кого не секрет, что отношения между педагогом и учеником, комфортная психологическая среда на занятии имеют огромное влияние на результат обучения. Как сказывается применение игровых методик на взаимоотношениях между педагогом и учеником?

Игровая методика позволяет сформировать самые демократичные отношения между детьми и педагогом. В игре все равны, нет начальников и подчиненных, учеников и преподавателя. Это ведет к формированию комфортной непринужденной обстановки на занятиях, в которой знания усваиваются намного эффективнее.

Игровые занятия также отлично помогают детям, которые испытывают сложности в общении со сверстниками, на уроках ученик постоянно взаимодействует с другими ребятами, учится работать в команде.

Какие игры педагоги школы иностранных языков «Говорундика» используют на занятии?

Мы принимаем в свою команду только педагогов с высокой квалификацией, энтузиастов своего дела, для которых учебный процесс не просто способ зарабатывания денег, а любимое занятие, призвание. В методическом центре мы постоянно работаем с нашими педагогами, добиваемся от них индивидуального подхода к каждому ученику. Для того чтобы иметь возможность найти подход ко всем ученикам, в арсенале наших преподавателей – самые разнообразные игровые занятия на любой вкус, возраст и уровень владения иностранным языком. На занятиях мы играем в интеллектуальные, ролевые, творческие, спортивные, музыкальные игры, проводим научные опыты, изучаем окружающий мир на открытом воздухе, выезжаем на экскурсии и другие интересные мероприятия.

Для всех ли детей подходит игровое обучение?

Игровое обучение подходит для всех детей без исключения, а также и для их родителей. У нас в «Говорундике» всегда рады найти подход к ребенку, который до нас побывал во многих школах и по каким-то причинам не смог достичь желаемых результатов. Приятно видеть, как ребенок, который пришел к нам со стойким нежеланием учить иностранный язык, делает первые успехи и возвращает себе уверенность в своих силах.